Просмотров: 351
Печать

Анализ обращений, поступающих в Управление Росреестра по Республике Адыгея (далее – Управление) от физических, юридических и должностных лиц в сфере землепользования и градостроительства показал, что основными поводами к обращению являются самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению. 
Так, за 2016 год в Управление поступило 147 обращений от государственных органов, граждан и организаций.
По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений было установлено 24 случая нарушения требований земельного законодательства, по фактам которых были приняты соответствующие меры в пределах установленной компетенции, а также информация о данных нарушениях направлена в органы прокуратуры и муниципальные образования Республики Адыгея.
На практике, соответствующие жалобы направляются во все государственные органы, имеющие отношение к осуществлению надзора за соблюдением земельного и природоохранного законодательства.
При этом зачастую причиной направления в Управление данных обращений является неосведомленность большинства обратившихся, в основном граждан, о контролирующих органах и их полномочиях.
Принимая во внимание данную ситуацию, необходимо отметить, что если участок расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, проверку соблюдения требований земельного законодательства вправе осуществлять специально уполномоченный орган – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (пункт 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1).
В случае если участок расположен в пределах водоохраной зоны или прибрежной полосы водного объекта или использовался для разработки полезных ископаемых, для осуществления строительных работ обращение следует направлять в специально уполномоченный в данной сфере орган – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (пункт 5 Положения о государственном земельном надзоре).
В случае поступления жалобы о нарушениях, не входящих в компетенцию конкретного органа, такая жалоба будет переадресована в уполномоченный орган, с уведомлением об этом гражданина, что существенно увеличивает сроки рассмотрения данного обращения.
Кроме того, большая часть обращений поступает в Управление от органов прокуратуры Республики Адыгея.
Однако, следует иметь ввиду, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поэтому обращение в органы прокуратуры является целесообразным лишь в случае обжалования решения, принятого по обращению заявителя должностными лицами органов государственного земельного надзора.
Учитывая вышеизложенное, при выявлении нарушений в действиях физических лиц принятие мер ответственности к правонарушителю возможно только контролирующим органом.
Таким образом, направление обращения в органы прокуратуры до рассмотрения его доводов надзорным ведомством, приводит к затягиванию фактических сроков рассмотрения обращения, с учетом переадресации последнего руководителю надзорного органа.
Кроме того, органы местного самоуправления, в соответствии со ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, т.е. по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Учитывая вышеизложенное, в случае, если Вам стали известны факты самовольного занятия земельных участков или использования земельных участков не в соответствии с целями, с которыми они предоставлены (нецелевое использование земельных участков), сообщение следует направлять в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Вместе с тем, подводя итог, хотелось бы отметить, что при использовании земельных участков соседи должны учитывать интересы друг друга, внимательно относиться к своим обязанностям, при этом соблюдая все негласные правила добрососедства.

Рейтинг@Mail.ru